Романс

Романс

РОМА́НС — жанр камерной вокальной музыки для голоса с инструментальным сопровождением (фп., гитары, арфы и др.). Термин "Р." возник в Испании и первоначально означал светскую песню на исп. яз., в отличие от церк. песнопений, исполнявшихся на латыни. Из Испании Р., как лит. жанр, перешел в поэзию др. стран и стал обозначать жанр лирич. стихотв., предназначенного для пения, а также жанр вокальной музыки. Большую популярность этот жанр приобрел в 18 в. во Франции. В России Р. первонач. называли вокальные произв., написанные на франц. текст (рус. композиторами в т. ч.), тогда как вокальные произв. на рус. яз. назывались "российскими песнями". Укоренение Р. на рус. почве в кон. 18 — нач. 19 в. тесно связано с распространением сентиментализма. Особую популярность в этот период приобретает жанр Р.-элегии, наиболее ярко отразивший настроения культуры рус. сентиментализма. В рус. Р. с начала его возникновения сочетались две линии европ. сентиментализма — "мещанская" и "аристократическая", бытовая городская, провинциально-усадебная и столичная (творчество Ф. М. Дубянского, А. Д. Жилина, ранние произведения А. А. Алябьева). Две линии рус. Р. развивались параллельно на протяжении всего 19 в., представленные, с одной стороны, рассчитанным на певцов-любителей бытовым Р. и, с другой, композиторской вокальной классикой, предназначенной для исполнителей-профессионалов. Эти две области жанра Р. постоянно взаимодействовали. Этим обусловлены неоспоримые художеств. достоинства бытовых Р. А. Л. Гурилева, П. П. Булахова и др. Р. стал одним из ведущих жанров романтич. ветви рус. музыки 19 в., представленной сочинениями М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др. Романтич. характер поэтики Р. отличает его от другого распространенного жанра камерно-вокальной музыки — песни. Границы этих жанров особенно отчетливы в творчестве Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, где оба жанра сосуществуют. Различие заключается в выборе текстов, в их образно-эмоциональном строе, в характере стихосложения и, соответственно, в муз. стилистике. Сфера Р. — внутренний мир человека, эмоциональное богатство, противоречивость и сложность его души. Поэтическая основа Р. — лирическое стихотв. Песня же тяготела, с одной стороны, к фольклорной тематике, с другой — к обобщениям явлений социальной действительности. Интонационный строй рус. Р. 19 в. — при всем индивидуальном своеобразии композиторских стилей — опирался в целом на широкий круг общелирических и декламационных интонаций и на танцевальные ритмы европ. музыки того времени. При всем многообразии музыкально-поэтического строя рус. Р. 19 в. прослеживаются сквозные линии его развития на протяжении всего столетия. Любовная лирика — центральная линия, ее гл. тема — любовь как сильное и светлое чувство (Глинка "Я помню чудное мгновенье", Чайковский "День ли царит"). Ее трагическая антитеза — мотив несостоявшегося счастья, одиночества (Чайковский "Снова, как прежде, один"). Др. линия рус. Р. — созерцательная, к к-рой относятся и пейзажная лирика, и жанр "восточного романса", и миниатюры, запечатлевшие мгновения красоты (Даргомыжский "Вертоград", Рахманинов "Островок", "Сирень"). Начиная с Глинки и Даргомыжского, формируется еще одна устойчивая жанровая ветвь — медитативная элегия (Даргомыжский "И скучно, и грустно", Рахманинов "Вчера мы встретились"). Традиционная линия рус. Р. — антологическая лирика, основными направлениями к-рой являются пламенная лирика застолий (Глинка "Кубок янтарный") и созерцательная картинная лирика (Даргомыжский "Юноша и дева", Кюи "Царскосельская статуя", Рахманинов "Муза"). Общий кризис романтизма в начале 20 в. предопределил и значит. изменения в жанре Р. Само название Р. используется уже реже. Появляется, в частности, новый жанр "стихотворения с музыкой", более соответствующий новой эстетической реальности. В сер. 20 в. вновь актуализируется жанр песни.

Лит.: Васина-Гроссман В. А. Русский классический романс 19 в. М., 1956; Она же. Романтическая песня 19 в. М., 1966; Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 г.). Вып. 1—2. М., 1966—69.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Романс" в других словарях:

  • Романс — употребляется в двух значениях. 1. В применении к испанской литературе Р. от старокастильского прилагательного «romance» «романский, простонародный» обозначает народные поэмы лирико эпического характера, исполняемые самостоятельно или под… …   Литературная энциклопедия

  • РОМАНС — (фр.). Песня, лирическое стихотворение для пения с музыкою; в музыке занимает место между песней и балладой, имея более мелодической плавности, чем песня, и менее драматического движения, чем в балладе. Словарь иностранных слов, вошедших в состав …   Словарь иностранных слов русского языка

  • "Романс к И..." — Романс к И... «РОМАНС К И...», раннее стих. Л. (1831), обращено к Н.Ф. Ивановой, как и ряд др. стих. 1830 31. Входит в круг юношеских стихов Л., объединенных «провиденциальными» мотивами: преследование, изгнанничество, предчувствие трагич. исхода …   Лермонтовская энциклопедия

  • романс — См …   Словарь синонимов

  • романс — а, м. romance f. ит. romanza. 1. В различных средневековых западно европейских литературах и в подражательной поэзии позднейших времен лирическое любовное стихотворение песенного народного склада. БАС 1. Первые изобретатели романсов трубадуры… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РОМАНС — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… …   Современная энциклопедия

  • РОМАНС — (исп. romance) музыкально поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки. Название романс носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера …   Большой Энциклопедический словарь

  • Романс — (испанское romance), произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепьянным и гитарным) сопровождением. Основной жанр камерной вокальной музыки. Популярен в России (назван с начала 19 в.), в том числе цыганский романс, в других… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РОМАНС — РОМАНС, романса, муж. (франц. romance). 1. Небольшое вокальное произведение для одного или двух голосов на слова какого нибудь стихотворения с аккомпанементом одного инструмента (муз.). || В инструментальной музыке небольшая пьеса с преобладанием …   Толковый словарь Ушакова

  • РОМАНС — РОМАНС, а, муж. Небольшое лирическое музыкально поэтическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Старинные русские романсы. | прил. романсный, ая, ое (спец.). Романсная лирика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова …   Толковый словарь Ожегова

  • Романс — (муз.) вокальное сочинение, написанное на небольшоестихотворение лирического содержания, преимущественно любовного. Ноформе Р. схож с песнью; как и последняя, он пишется в коленном складе,но в нем не обязательна та квадратура, та четность тактов …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»